«Обязательно найдется ребёнок, который поднимет настроение». Знакомимся с тренером по гимнастике для малышей Кристиной Евдокимовой.
Мы стараемся познакомить вас с каждым тренером НЕБО СПОРТ и постоянно повторяем, какую важную роль он играет не только в спортивной карьере, но и в повседневной жизни. Но всё можно умножать на два или десять, когда речь заходит о первом тренере для малышей.
Тренер Кристина Евдокимова занимается с детьми от полутора лет, а сейчас делится, как находит подход и заботится о самых юных спортсменах.
— Расскажи, как ты пришла в спорт?
Я с самого детства была активным ребенком. Постоянно любила бегать, играть допоздна во дворе, и родители решили направить мою энергию в спорт. Так я начала профессионально плавать, попала на первое соревнование и забрала серебро. Помню, как на них ехала с уверенностью, что займу призовое. И, наверное, с того момента я прям загорелась спортом. Захотелось попасть в сборную Москвы.
В школе всё время и силы уходили на учёбу, но в свободное время продолжала заниматься спортом дома, изучала разные элементы. Просто видела у кого-то и повторяла сама, не зная, но пробу. Я заставляла папу бегать со мной на скорость, чтобы попытаться выиграть его, просила не поддаваться мне. То есть я прям бегом занималась, пыталась побыстрее пробежать. После третьего класса стало проще и появилось время на секции, и я записалась во все. Да, прям в каждую спортивную секцию. Мне нравилось всё! Но удачнее всего сложилось с волейболом. От школы поехали на соревнование и стали чемпионами города Москвы.
— Получается, мечты сбываются?
— Да! Мне предложили играть в женском клубе со сверстниками, но быстро стало скучно, хотелось больше нагрузки. Тогда с тренером поговорила и перевелась к девочкам постарше на 3-4 года. Тоже быстро адаптировалась, перешла в команду мальчиков, где тренировалась, а на соревнованиях выступала с девочками. Потом в школу пришёл тренер Олимпийского резерва по велоспорту. Так как мне нравились все виды спорта, учитель физкультуры порекомендовал меня посмотреть. Так прозанималась профессионально велоспортом в Олимпийском резерве 5 лет и попала в сборную Москвы, как и хотела.
На самом деле велоспорт в Москве не очень развит. Наша команда распалась, началась учёба в колледже на тренера-педагога и совмещать стало тяжелее. Поэтому решила передавать свои знания уже другому поколению. Сначала помогала тренеру по велоспорту с детьми до восьми лет. А после подруга из колледжа рассказала, что начала работать в НЕБО СПОРТ и позвала попробовать. Меня дважды звать не нужно!
— А почему ты решила именно тренировать, да ещё и малышей?
Мне мама с самого детства говорила, что буду работать с детьми, потому что видно, как я люблю детей, постоянно нянчилась с ними. Когда младшая сестра была в садике, я приходила вместе с мамой на родительские собрания и сидела со всеми детьми. Учила их элементам, проводила зарядки и так далее. Можно сказать, первые ученики у меня появились ещё в 10 лет.
Уже в НЕБО СПОРТ решила открыть направление по развивающей гимнастике для малышей. Для меня это стало важным шагом, ведь, я буду самым первым тренером для них. Они ещё никуда не ходили и не знают о спорте ничего, а ты им передаёшь все знания, опыт, любовь к спорту. Первая группа была из детей 3-6 лет, потом решила взять детишек ещё младше и открыла направление 1,5-3 года.
— На что делаешь упор при составлении программы?
Я смотрю на физические способности детей, координацию, насколько они развиты. Также на то, чего хотят родители от занятий. Некоторые приводят на занятия, чтобы заниматься для себя. Вот им важно, чтобы было какая-то общая физическая подготовка. Они не планируют дальше развивать спортивную карьеру или участвовать в соревнованиях. Просто какая-то активность чтобы была у ребёнка, и он не сидел дома. Есть также те, которые приходят уже с долгосрочными планами на профессиональный спорт. Через месяц-два занятий спрашиваю у ребёнка: нравится ли, хочет ли дальше заниматься спортом или попробовать что-то другое, а может он приходит, например, просто чтобы поиграть и провести время.
Иногда дети отвечают, что хотят ездить на соревнования, и мы начинаем усложнять программу, ставить цели. Поэтому составление программы идёт из желания родителей, ребёнка и его особенностей. Могут прийти дети со спортивным телосложением, которые прям готовы к спорту и сложным элементам. От этого может меняться длительность тренировки. У меня есть группа по развивающей гимнастике, в которой детишки тренируются полтора часа, что для многих утомительно.
— То есть малыши тоже выступают на соревнованиях?
— Мы обязательно выезжаем на соревнования. Конечно, это касается спортсменов постарше, около 3-6 лет, которые занимаются три раза в неделю. Программа достаточно сложная для их возраста и рассчитана на 8-летних. Но опять же, здесь отталкиваемся от желаний и возможностей.
—На какие критерии обращаешь внимание при первой встрече?
Пожалуй, первое — это концентрация внимания. Может он заниматься в группе или лучше индивидуальные занятия? Бывают дети с рассеянной точкой внимания, то есть ему хочется постоянно бегать, он не слышит тренера, родителей. Может сконцентрироваться на тебе буквально 5-10 секунд и переключается, ты ему не интересен уже. Также на уровень энергии. Гиперактивных детей сразу видно. В группе должна быть какая-то дисциплина, поэтому смотришь, как он будет себя вести, что ему нужно объяснить.
Ещё важный момент — занимались ли дети где-то раньше. Всегда узнаю у родителей: пробовали ли какие-то занятия. Если говорят, мы ходили на плавание, балет или футбол, то уточняю: нравится ли ребёнку, как он себя там чувствует, хочет ли он заниматься. Исходя из этого, можно уже понять, что понравится ребёнку, какие цели ставить и как их достигать. Бывает, когда ничего не пробовали, либо это уже десятое направление, и никак не получается: нет контакта с тренером, ребёнку неинтересно и так далее. Иногда лучше сказать, что можно попробовать что-то кроме спорта. Но сначала подумаю, как через что подойти ребенку, как дать им понять, что это важно, нужно, интересно. И, в принципе, всегда получается. Ребёнок начинает заниматься в какой-то простой игровой форме.
— А малыши тоже упорно тренируются?
— Для малышей полтора-три года лучше подходит игровая форма тренировки, то есть мало каких-то сложных упражнений, в основном, подводящие упражнения, настроенные больше на развитие. У них ещё плохо развито тело, ему нужно помогать. В общем, максимально лёгкая программа, чтобы заинтересовать. Когда уже подрастают, например, до 3-6 лет, тут начинается небольшое ОФП, элементы уже можно изучать: берёзки, мостики и так далее.
Если дети хотят заниматься профессионально и подготовка позволяет, ОФП становится посерьёзней. Готовимся к соревнованиям, учим сложные элементы в акробатике: стойка, мостик, колесо, рандат, фляг. Да, дети в этом возрасте уже, в принципе, могут такое делать. Также изучаем связки в прыжках на батуте на 3 юношеский разряд.
— А если ребёнок боится? Как справится со страхом?
— К таким детям нужен уже другой подход. Нужно преподнести, опять же, в игровой форме, либо подводящие упражнения сделать. Также обсудить с ним, чего боится и как это можно исправить. Разговаривать тренеру с детьми важно, мы здесь, как психологи. Когда дети приходят, особенно в маленьком возрасте на занятия, это для них что-то новое, а всё новое — страшно. И поэтому нужно с ними разговаривать, дать посидеть, посмотреть, понять, что это безопасно. На следующем занятии уже будет не так страшно.
— Какие моменты тебя мотивируют заниматься с малышами?
— Многое мотивирует. Когда родители говорят о достижениях, что они замечают, что ребёнок стал сильнее, смелее, что они показывают дома, чему научились на тренировке. И при этом они все пишут мне, например, вот сегодня дочка показала стойку стенки на руках, я была в шоке, говорит, это Кристина научила. Это самое ценное.
Также я вижу результаты малышей, с чего мы начинали, к чему мы пришли. Победы маленькие и большие. Сидишь, вспоминаешь, что пришёл ребенок, который, ну, ничего не мог сделать. А буквально через, например, полгода или чуть побольше видишь его успехи. Думаешь, как проходили вместе и взлёты, и падения, когда ребёнок уже уставал тренироваться, не хотел, терял в себя веру. В итоге понимаешь, что всё не зря.
А ещё малыши — это просто лучики солнца, которые на тренировках постоянно чем-то делятся: как прошёл их день, что случилось. Бывают моменты, когда дети приходят и говорят «Кристина, у меня есть секрет, только там маме не рассказывайте!». Значит, они мне доверяют. Они рассказывают какие-то смешные истории с садика. Всегда найдётся ребёнок, который сделает этот день, поднимет настроение. Например, они видят, что я очень устала, и пытаются поднять настроение. За ними, в принципе, очень прикольно наблюдать, особенно в процессе тренировки. Очень интересно рассуждать, что у них в голове происходит в этот момент.
Они постоянно приносят подделки и рисунки из садика, конфетками угощают и так далее. Одна девочка принесла конфетку из садика. Говорит: «я её не съела, сохранила, чтобы ты, Кристина, скушала, чтобы тебя порадовать. Это тоже всегда так мило. Ради этого и стараюсь дальше.
вам может быть интересно
Активный ребёнок и немного уставшие родители, желающие отдохнуть в выходные вместе. Решение: бесплатный день открытых дверей в спортивной школе НЕБО СПОРТ. Вместе будем разбираться и искать подходящее направление для вашего ребёнка, который решил попробовать себя в спорте.
Мы стараемся познакомить вас с каждым тренером НЕБО СПОРТ и постоянно повторяем, какую важную роль он играет не только в спортивной карьере, но и в повседневной жизни. Но всё можно умножать на два или десять, когда речь заходит о первом тренере для малышей.